Классический витраж – один из древних способов декорирования, который использовали в основном в церковных помещениях. В наше время сохранившиеся классические витражи на окнах можно увидеть, в старинных замках и храмах, а также усадьбах Европы.
Витраж в этой технике собирают из кусочков стекла, которые скрепляют между собой при помощи металлического профиля. Места стыков спаивают. Средневековые мастера для изготовления витражей использовали только свинцовый профиль. Он достаточно мягкий и непрочный, при этом довольно широкий (около 6 мм), что не добавляет швам изящности.
Свинцовый профиль в наше время используют для реставрации старинных витражей. Сегодня сама технология осталась прежней, но используется в сочетании с новыми материалами и инструментами. Для соединения стекол теперь берут более прочный материал: латунь или нейзильбер (в зависимости от желаемого цвета перемычек). Это позволяет использовать более тонкий профиль и делать витражи более изящными.
У классического витража есть минус: жесткий профиль не дает возможности создавать мелкомасштабные элементы и изогнутые контуры изображения. Сама технология достаточно надежная, она позволяет удерживать стекла толщиной до 4 мм, оптимальна для крупногабаритных витражных конструкций.
От основы, которая представляют собой разноцветные стекла, зависит свето-пропускная способность. В наше время выбор витражных стекол огромен. Они не выцветают, окрашены в массе, имеют фактурность и разную светопроницаемость. Стекла бывают опаловые (плотные, непрозрачные), полупрозрачные с разводами, прозрачные с разводами, прозрачные однотонные без разводов, разно-фактурные, рифленые, бесцветные. Сегодня это самый распространенный вид витража. Тиффани — разновидность паечной витражной технологии, которая предполагает скрепление отдельных частей стекла при помощи припоя. В результате витражи тиффани имеют сложные, причудливые контуры рисунка. Они могут быть объемными, изогнутыми, купольными.Техника получила свое название в честь ее создателя Луиса Комфорта Тиффани, который в конце XIX века создал опаловое стекло, обладающее необыкновенными эстетическими свойствами. Это стекло обладало необыкновенным внутренним светом и богатым разнообразием оттенков. Луис придумал также способ скрепления элементов витража: края стеклянных заготовок оборачивают медной лентой, складывают композицию и пропаивают оловом все элементы по контурам. При этом швы витража можно сделать максимально тонкими и разной толщины, что придает витражу более рукотворный и индивидуальный вид. Техника тиффани дает в руки художника массу возможностей. Можно использовать даже мельчайшие стеклянные элементы, в том числе выпуклые и вогнутые. Можно создавать эффект объемных и выпуклых изображений, скрепляя детали под разными углами. Это позволяет делать витражи не только для потолков, окон и дверей, но и для сложных объемных форм: светильников, люстр и декора интерьера. Витражи тиффани — настоящие произведения искусства. Они отличаются необычайной реалистичностью изображений и образов, сравнимы с картинами, выполненными на холсте. Сборка витража в этой технике почти полностью ручная, настоящая авторская работа. Каждый витраж поистине уникален и индивидуален, повторить его в точности невозможно даже самому опытному мастеру.
Процесс создания витражей тиффани состоит из нескольких этапов:
Эскиз разбивают на несколько фрагментов
Детали витража вырезают из стекла
Стеклянные фрагменты обтачивают на специальном станке до придания нужной формы и размера
Каждый стеклянный элемент оборачивают медной клейкой лентой
Детали соединяют друг с другом при помощи свинцово-оловянного припоя
Патинирование линий пайки
Витражи тиффани устойчивы к перепадам температур и другим внешним воздействиям. Они не уступают по прочности изделиям из цельного полотна даже несмотря на то, что состоят из отдельных стеклянных фрагментов.
Фьюзинговый витраж — это кусочки стекла разных цветов, которые сплавляют в специальных высокотемпературных печах. У таких витражей волнистая поверхность. Техника фьюзинг предоставляет художнику возможность создавать уникальные композиции. В современном мире эта техника появилась сравнительно недавно, но как оказалось, существовала еще в древние времена. Археологи обнаруживали остатки фьюзинговых изделий в гробницах фараонов.
Технология заключает в себе несколько этапов:
Нарезка стеклянных деталей согласно эскизу
Сбор стеклянных заготовок
На ровную поверхность кладут стекло-основу, на которой по подготовленному эскизу выкладывают рисунок из вырезанных разноцветных стеклянных элементов.
Для того, чтобы фрагменты прочно держались, их фиксируют на стекле-основе специальным клеем. Вторым стеклом-основой накрывают собранный рисунок.
Таким образом, образуется стеклянный «сэндвич», а готовое изделие получается довольно толстым. «Сэндвич» запекают в печи при высоких температурах.
Процесс спекания витража проходит несколько последовательных фаз:
- медленное нагревание, начиная с комнатной температуры и до 650 – 900 градусов. Стекло плавится и края спекаются друг с другом и со стеклом-основой, образуя единое целое. Процесс слияния обычно происходит при температуре 800 градусов;
- выдержка – поддержание определенной температуры, как правило, максимальной на протяжении некоторого времени;
- охлаждение – достаточно быстрая стадия, температура резко снижается до уровня чуть выше температуры отжига;
- отжиг – это остывание стекла до 580 градусов, когда стеклу возвращается первоначальный цвет и форма;
- полное охлаждение – остывание изделия естественным путем до комнатной температуры.
Фьюзинг позволяет создавать многослойные и рельефные витражи с необыкновенным эффектом застывшей в стекле картины без металлических протяжек.
Это не отдельная техника, ее используют как дополнение к классическим, пленочным витражам или тиффани. Все или часть элементов композиции подвергают огранке по периметру. Ограненные стеклянные детали называют фацетами. Как правило, для изготовления фацетов используют прозрачное стекло или с легким цветным оттенком. Уникальная способность подобного декора преломлять особым образом естественный и искусственный свет, тем самым образуя эффектное сияние, подобное драгоценным камням. Фацетные стеклянные элементы изготавливаются разной формы, размера и угла огранки из осветленного стекла толщиной от 4 до 10 мм. Для усиления эффекта преломления лучей снимается более широкая фаска. Поэтому требуется более толстое стекло и увеличивается вес готового витража.
Процесс создания состоит из трех этапов:
Проектирование исоздание детали
Шлифовка кромки по периметру стеклянной детали при помощи специального станка под определенным углом
Полировка поверхности детали до прозрачности
Главные преимущества фацетных витражей – долговечность, прочность конструкции и необычные визуальные эффекты.
Матовый или пескоструйный витраж
Пескоструйные витражи родились в конце XIX века. Суть этой техники состоит в обработке верхнего слоя стеклянной поверхности потоком из смеси сжатого воздуха и чистого кварцевого песка. Под воздействием абразива поверхность становится матовой. Несмотря на кажущуюся простоту, работа в такой технике требует навыков и опыта обращения с оборудованием. Матировать стекло можно по всей поверхности или ее части с помощью шаблона, который позволяет получить гладкий рисунок на матированной поверхности и наоборот, матовый рисунок на гладкой поверхности.
Этапы пескоструйной обработки стекла включают:
Выбор и обработку рисунка
Подготовку материала-основы (стекла, оргстекла или зеркала)
Обработку поверхности смесью сжатого воздуха с абразивом (кварцевым песком) под высоким давлением
Нанесение защитного слоя из гидрофобного лака
Пескоструйная обработка возможна с двух сторон: с фронтальной и с тыльной. Кроме этого, она может быть углубленной или поверхностной или даже двусторонней. Зернистость рисунка варьируется от очень мелкой до грубой.
Заливные витражи больше напоминают художественные стеклянные картины. Это наиболее распространенный вид псевдо-витражей, который представляет собой стекло, вручную расписанное силикатными красками.
Процесс изготовления состоит из нескольких этапов:
Создание эскиза в натуральную величину с разделением его на цветовые фрагменты
Перенесение рисунка на стекло путем наложения стекла на эскиз
Нанесение контура изображения
После полного высыхания контура, рисунок заполняют витражными красками соответствующих цветов кисточкой или пипеткой
Минусы этой техники: подверженность механическим повреждениям и высокий процент выгорания цвета.
Пленочные витражи (накладной витраж)
Пленочный витраж можно сравнить с аппликацией, где вместо традиционной цветной бумаги применяют лавсановую пленку. Такой витраж можно отнести скорее к качественной имитации настоящего витража. Сегодня это один из самых современных способов создания псевдо-витражей, довольно доступный и бюджетный.
Суть технологии: на стекло-основу накладывают разнообразные витражные пленки фирмы RecalLed (Англия), имитирующие цветное стекло. Затем на стыки пленки по линиям рисунка с двух сторон стекла наносят металлическую витражную протяжку. В качестве основы, как правило, используют каленое стекло 4 мм толщиной, для потолков берут оргстекло чтобы облегчить вес конструкции.Учитывая, что при создании витражей используют цельное стекло, изделия получаются наиболее прочными, что в свою очередь позволяет изготавливать витражи больших размеров. Готовый накладной витраж имеет меньший вес, и он идеально ровный. Фотопечать включает несколько разных техник переноса изображений на твердую поверхность. С появлением этой технологии значительно расширились возможности дизайнеров при оформлении интерьера. Рисунок можно наносить на твердую основу, например на стекло, либо на специальную пленку, которую затем наклеивают на поверхность. Каждый вариант имеет свои особенности. Иногда на поверхность наносят лак или другую основу. Для печати можно применять как матовую, так и прозрачную пленку.
Особенности технологий фотопечати:
- Прямая фотопечать. Изображение печатается на стеклянной поверхности любой фактуры и размера при помощи специального принтера. Для создания изображения применяются специальные краски, которые под воздействием ультрафиолетовых лучей и высоких температур могут глубоко проникать в толщину стекла и позволяют достигать высокой детализации и яркости рисунка. При этом у исходного изображения должно быть максимально высокое разрешение.
- Пленочная фотопечать. Полноцветное полиграфическое изображение наносят на пленку, которую наклеивают полимерным клеем на стекло. Затем под воздействием ультрафиолета клей отвердевает и прочно соединяет пленочное изображение со стеклом.
- Триплексная фотопечать. Рисунок наносят на специальную пленку, которую затем помещают между двух листов стекла. Это наиболее надежный и прочный метод фотопечати, т.к. изображение защищено с обеих сторон стеклом.
Главными преимуществами фотопечати являются быстрые сроки изготовления, экологичность, сравнительно низкая стоимость и возможность имитации классических витражей.
С помощью этой техники получают самые выразительные и высокохудожественные изделия. При создании таких витражей используют комбинацию сразу из нескольких техник, что позволяет добиться уникальных результатов, которые нельзя повторить в рамках применения какого-нибудь одного приема декорирования поверхности из стекла. Например, техника тиффани чудесно сочетается с фацетной. Комбинированные витражи изготавливаются исключительно по индивидуальному заказу. Они имеют ряд сложностей, так как в создании одного стеклянного изделия сочетают материалы, разные по своим свойствам.
Комбинированному витражу удается достичь необычайного, по своей реалистичности, эффекта трехмерного (3D) изображения, особого объема и глубины.
Представляют собой современную инновационную технику, отчасти похожую на классическую и тиффани. Композиция такого витража воспринимается как очень легкая и прозрачная. Отсутствие четких линий узора, где все переходы необыкновенно плавные делают это главной особенностью витража-коллажа.
Конструкция витражей-коллажей выглядит достаточно непринужденно и естественно, независимо от места ее размещения. А особенность технологии позволяет воспроизводить абсолютно любые изображения.
Процесс изготовления состоит из нескольких этапов:
Нарезка разноцветных фрагментов стекла
Сборка деталей при помощи специального полимерного раствора (прозрачный силикон), на основание — обычное прозрачное стекло
Техника, при которой каждый модуль стекла или выдувают, или отливают вручную. Толщина стекла, которому придают поверхностную фактуру, усиливающую выразительность и преломляющую свет, варьируется в пределах от 5 до 30 мм. Для соединения стекол применяют цементный раствор и металлическую арматуру. Такие витражи применяют в масштабных общественных местах: вокзалах, станциях метро, банках.
Хотите такой витраж?
Оставьте заявку через Сайт, либо позвоните нам Телефон: +7(495)204-23-11E-mail: info@classicglass.ru
свежее в разделе «витражи»
Есть вопрос по изготовлению витражей?
Консультация художника-витражиста в один клик:
Как сделать витраж своими руками — виды техник, инструкция
Ранее витражи украшали помещения церквей и монастырей. Большое количество материалов для изготовления делает их доступными каждому, кто внимателен, аккуратен и усидчив. Подробно о том, как сделать витраж своими руками, что для этого нужно, а также пошаговая инструкция от подготовки до закрепления рисунка далее в статье.
Что это
Витражи на стекле — это вид художественно — декоративного искусства, приобретающий особую выразительность в сочетании с архитектурными элементами.
Окна в виде живописных композиций и узоров выполняются из цветной мозаики или методом росписи отдельных деталей по поверхности специальными красками. Композиции из отдельных кусочков армируются свинцовыми или латунными профилями, роспись армирования не требует.
Область применения
Теперь витражи встречаются не только в церковных помещениях, но в квартирах и частных домах.
Композиции на основе ударостойкого стекла вставляют во входные двери. Также используют в межкомнатных дверях, но при этом главное, чтобы изображение везде было одинаково. Тогда интерьер будет выдержан в одном стиле.
В дизайне квартиры витражное стекло помещают в окна балконов, лоджий или на кухне. Часто используют в дверцах шкафов-купе и мебельных гарнитуров, что придает мебели антикварный шик.
Очень элегантно смотрится витражная композиция в раздвижных дверях гостиной или спальни.
Применяется при изготовлении предметов декора и осветительных приборов. Расписная посуда, абажуры ручной работы, стеклянные картины или панно с подсветкой пользуются особой популярностью.
Особую роскошь помещению придают витражные потолки. Они вошли в моду еще в конце 19 века, но были незаслуженно «забыты». И только несколько лет назад начали применяться вновь, но с применением новых технологий. Это так называемые легкие витражи на основе прочного акрилового пластика.
Виды
По технологии изготовления подразделяются на четыре группы.
Классическая
Свинцово – паечная технология не изменялась на протяжении многих веков. В натуральную величину рисуется эскиз будущей композиции. Затем по шаблонам нарезаются разноцветные элементы.
Изображение собирается в виде мозаики, затем части скрепляются свинцовым Н-образным профилем. Профили в местах стыка спаиваются с обеих сторон. Для прочности конструкции вставляются в латунную «раму».
К свинцовому обрамлению применяется патинирование или чернение.
Тиффани
Американец Луис Комфорт Тиффани в 19 веке изобрел новый вид витражных конструкций и усовершенствовал классический способ соединения отдельных частей. При обработке края деталей стали применять медную фольгу с последующей спайкой. За счет этого стало возможным придавать изображениям выпуклый вид и монтировать в потолочные полусферические проемы.
Прочность конструкции не уступает свинцово — паечной технике.
Используется для изящных детализированных рисунков с причудливо изогнутым тонкими линиям и визуальным эффектом. Изделия в данной технике универсальны и популярны.
Фьюзинг
Фьюзинг — это технология спекания мозаики из цветных частиц. Вырезанные по шаблону детали складываются в задуманное изображение и помещаются в печь.
Под действием нагрева в 850 градусов, кусочки соединяются в полотно. Для украшения используются стеклянные кристаллы, капли и гранулы. Изображение получается объемным или слегка выпуклым.
Имеется возможность придать изделию нужную толщину и рельеф.
Роспись
Техника под силу людям даже не обладающим художественным талантом. Выбранный рисунок переносится на обезжиренную стеклянную поверхность и обводится контуром, которому дают время высохнуть. После высыхания места в контуре заливают нужным цветом. Затем рисунки на стекле покрываются бесцветным акриловым лаком для закрепления.
При росписи применяются специальные витражные краски.
- На основе органических растворителей – алкидные, основа бывает спиртовой или лаковой. Не требуют обжига, не растекаются, хорошо держатся. Имеют сильный резкий запах, поэтому не рекомендуются для работы детям и людям склонным к аллергии. Работы нужно производить в проветриваемом помещение.
- Акриловые – без запаха, яркие, очищаются водой. При нанесении может лечь неровно и потребуется два — три этапа.
Техника применяется при изготовлении подарков и сувениров – росписи посуды, часов, картин или панно.
Пленка
Самоклеющаяся пленка – это самый легкий способ создать витраж своими руками в домашних условиях. Пленочные композиции выполняются по разработанной в середине прошлого века технологии с использованием современных материалов.
В данной технике применяются разноцветные полимерные пленки с имитацией цветного стекла. Такие изделия имеют меньший вес и выполняются на цельном полотне без дополнительных крепежей. По сравнению с остальными технологиями, считается малозатратной в денежном отношении.
Необходимые материалы и инструменты
Технология самостоятельного изготовления витражей рассматривается на примере художественной росписи или, так называемой, заливной техники. Для работы потребуются:
- витражные краски без обжига;
- контур, продаётся либо набором, либо отдельно;
- акриловый лак для закрепления готового изображения;
- трафарет, продаются в том же отделе;
- маркер для переноса рисунка на поверхность;
- конусные кисти для правки рисунка;
- палитра для смешивания цветов;
- стеклянное изделие;
- ацетон и спирт, для обезжиривания поверхности и вытирания подтеков;
- зубочистки и ватные палочки;
- тряпку для вытирания кисточек;
- растворитель.
Обязательно использовать растворитель той же фирмы, что и краски.
Пошаговая инструкция
Когда материалы подготовлены, нужно ознакомиться с подробной инструкцией, как нарисовать витраж.
- Первоначально обезжиривается поверхность с помощью моющего средства, спирта или ацетона. Это необходимо для того, чтобы краска лучше легла на поверхность.
- Трафарет подкладывается под основу для росписи, рисунок переносится маркером.
- От центра к краям равномерно, безотрывно, наносится контур. Затем дается время на высыхание, которое указано на тюбике.
- После производится поэтапная заливка фрагментов от центра двигаясь к краям рисунка. Сначала заливаются детали одного цвета, потом другого и так далее.
- Когда цветные детали готовы, осуществляется заливка фона между ними. Для этого лучше использовать быстросохнущий лак.
- Теперь остаётся только ждать полного высыхания, которое также указывается на упаковке.
- Затем рисунок покрывается бесцветным лаком для закрепления и упрощения ухода за изделием.
Совет! Под расписываемую основу лучше подкладывать белую бумагу или ткань, так лучше видно цвета и оттенки.
Уход
За расписными участками требуется бережный уход. Нельзя применять усилие, агрессивную бытовую химию, абразивные чистящие средства, жесткие губки и щетки. Интенсивный или неправильный уход может повредить изображение.
Со временем металлические части поддаются действию коррозии, что приводит к разрушению. Во избежание важно тщательно вытирать изделие после каждого мытья, удаляя излишки влаги.
Общие рекомендации по уходу выглядят следующим образом.
- Цветную поверхность, для сохранения естественного цвета и прозрачности, бережно очищается при загрязнении. Используются только слабомыльные растворы и неагрессивные средства по уходу. Применяется влажная мягкая ткань без обильного намачивания.
- Сильные загрязнения удаляют в несколько подходов с применением мягкого моющего средства.
- После очищения обязательно вытирать насухо не оставляющей следов ворса тряпочкой.
- Во избежание деформации и разрушения композиции, при чистке рекомендуется избегать чрезмерного надавливания.
- Изделия с росписью очищают, не затрагивая цветные части.
Стеклянные поверхности устойчивы к неблагоприятному действию ультрафиолета и влаги, хоть и выглядят хрупкими. Достаточно придерживаться ряда правил при эксплуатации и уходе могут прослужить много лет.
С течением времени техника, композиция и обработка стекла непрерывно совершенствовались. Из вида монументального искусства витражная живопись стала предметом декора жилых помещений. Изготовив собственноручно изделие с витражной росписью, можно не только украсить дом, но и преподнести эксклюзивный подарок родным и близким.
Витражи своими руками, техника Тиффани — Сделай сам — медиаплатформа МирТесен
Сегодня самое большое распространение среди других технологий изготовления витражей получила техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани. Американец Луи Комфорт Тиффани, который родился и вырос в семье известных ювелиров, в конце 19 столетия начал свои опыты по изготовлению витражей. Вначале им были введены некоторые усовершенствования в технологию сборочного процесса и изобретены новые стёкла. Опыты Тиффани оказались настолько успешными, что Гран-при Всемирной Парижской Выставки был присвоен его витражам. Сегодня технология Луи Тиффани получила признание во всём мире. Эта техника выполняется с применением более, чем 150 цветов и художественные стёкла самых разнообразных фактур от самых знаменитых, признанных мировых производителей.
Техника Тиффани отличается от других своим способом соединения стёкол между собой.
В отличие от других техник, где стёкла скрепляются между собой при помощи протяжки, в этой технике каждое стёклышко обтачивается и обрамляется медной лентой, потом эскиз выкладывается на кальке, где стёклышки соединяют между собой, спаивая их оловянным припоем с каждой стороны, а потом весь витраж покрывают патиной.
При помощи техники Тиффани можно создавать объёмные витражные полотна с выпуклыми или вогнутыми отдельными элементами. Благодаря такой реалистичной фактуре эти витражи становятся неповторимыми и оригинальными. Использование мелких деталей в технике Тиффани делает изящнее и тоньше линии витражей. Эта технология позволяет создавать неограниченные и прочные плоскости и формы, включая традиционные, которые используются для изготовления потолочных и оконных конструкций. Техника Тиффани нашла своё применение в изготовлении ваз, светильников и других декоративных предметов.
- МАСТЕР-КЛАСС
- Необходимое оборудование и расходные материалы для изготовления витража
- — цветное стекло;
— олово, марка ПОС-61;- стеклорез наливной с латунной рукояткой;- специальное масло для стеклорезов (заменители – машинное масло, керосин)- щипцы для разлома стекла;- паяльник, 100 Вт.- шлифовальная машинка типа «Kristall»;- фольга медная (черная) 5,16 мм, другое название – фолия, от англ. Foil;- флюс или паяльный жир, паяльная кислота;- патина (черная или медная);- П — образный латунный профиль 4х4х4 мм;- латунный пруток, диаметр 3-4 мм;- защитные очки;- ножницы для вырезания шаблонов;- небольшие ножницы (можно маникюрные);- небольшие ножницы по металлу; — маленькие гвозди, молоток;- деревянные рейки, 1х2 см;- жесткая кисточка;- скотч широкий, прозрачный и малярный.- писчая бумага. Чем прозрачней, тем лучше. Но не калька.- ватман;
— клей-карандаш.
Эскиз витража
За основу эскиза данного витража взято реальное фото кленового листа. Так как эта работа выполняется учеником, линии рисунка были максимально упрощены.
Общие правила построения линий эскиза:
— чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;
— если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.
— если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.
Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см).
Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям специальными ножницами для шаблонов. Эти ножницы имеют три лезвия. Центральное лезвие автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1,27 мм,. В дальнейшем эта полоска компенсируется толщиной фолии.
Если это первая ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла можно легко ошибиться. Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст возможность исправить возникающие при обточке ошибки.
Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от случайного попадания на него воды.
Далее ваш эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначьте рейками стороны этого угла.
Выбор стекла
Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки. Обратите на них внимание. Стоят они значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу.
При выборе стекла для витража, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.
Изготовление элемента
Вырезанный шаблон элемента №28 наклеиваем на лист стекла.
Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.
Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45? к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.
Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.
Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.
Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифмашинке
После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.
Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.
Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.
Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке. При шлифовке обязательно надевайте защитные очки!
Цель такой обработки – окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.
Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.
Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фолию, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.
Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.
Обмотка элемента медной фольгой
Каждый элемент витража оборачивается фолией. Фолия представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.
Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.
Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины. Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.
После оборачивания фолию необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки.
Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей.
Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.
Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по своему, но мне больше нравится немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой.
- Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смещать с паяльной кислотой.
- Пайка швов
- При изготовлении витражей в технике Тиффани, используют олово марки ПОС-61.
Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва.
Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло.
Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.
- Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.
- Дефекты пайки исправляете сразу.
- Так как по контуру витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую длину швов по периметру.
- После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.
Для этого берется П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.
Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.
- После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри».
- Нанесение патины
Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы. Работать лучше в перчатках. Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины.
При помощи губки нанесите патину на швы. Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства. Далее витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.
Источник