Если вы хотите, чтобы в вашем гараже всегда было комфортно, есть резон задуматься об обустройстве в нем теплого пола. Есть несколько вариантов его монтажа, и каждый из них изобилует большим количеством подводных камней.
Но не спешите унывать: все нюансы в этой статье будут благополучно извлечены на поверхность, а полезные советы помогут вам сделать правильный выбор.
Рассказываем обо всех видах теплого пола в гараже, преимуществах и недостатках каждой системы, а также приводим цены и технологические алгоритмы для продуктивной работы.
Все виды
Понятие «теплый пол» мы рассматриваем в самом широком контексте — и как систему отопления с помощью водяного контура или гибких электропроводников, и как утепление нижней части пола надежным теплоизолятором.
Керамзит и другие насыпные варианты
Самый распространенный вариант, который не требует много денег и усилий. Однако и отдача от него минимальна.
Лучше всего подходит, если вы сами формируете напольное основание. С таким насыпным утеплителем легко работать:
- на песчаную основу накладывается гидроизоляционный рубероид;
- поверх него насыпается слой керамзита до 20 см, его можно смешать с бетоном и заливать как раствор;
- сразу после укладывается еще один слой рубероида и монтируется армирующий каркас;
- остается еще раз залить бетонный раствор, толщина его может колебаться, но никак не меньше 10 см.
Есть и другие насыпные теплоизоляторы — перлит, вермикулит. Если используете их, то достаточно слоя в 10-15 см.
Пенополистирольные плиты
Теплый пол в гараже можно обустроить и с помощью пенополистирольных плит. Фрагменты соединяются между собой замком и исключают какие-либо щели и зазоры. А если не подходят по размерам, то всегда можно воспользоваться обычным ножом для его коррекции.
Технология укладки такого пола практически ничем не отличается от насыпных вариантов. А вот КПД его выше, так что стоит взять на заметку.
Водяное отопление
Полноценный теплый пол в прямом смысле слова. Представляет собой сложную разводку труб, подключенных к размещенному в помещении источнику тепла. Если ваш гараж прилегает к дому и подключен к централизованной системе отопления, то это заметно упрощает дело — в таком случае теплоноситель подключается к ней.
Но чаще всего наблюдается обратное — в таком случае в роли источника тепла выступает автономный котел (газовый, печь, электрический).
Как это работает
Все просто: вода прогревает трубы, а тепло от них передается всему напольному покрытию и медленно поднимается в воздух.
Преимущества:
- позволяет добиться отличного прогрева при минимуме потраченных ресурсов.
Недостатки:
- сложная система монтажа;
- далеко не всегда технически реализуемый проект;
- в отдельных случаях могут выходить из строя трубы и наблюдаться протечки.
Электрический
Вариант теплого пола, который для гаража выбирают чаще всего. Во многом, из-за простоты его монтажа.
Как это работает
Тут тоже нет ничего сложного: контур отопления с электрическим кабелем смонтирован на гибком мате, который закладывается в пол. Подключается через выходы к центральному узлу, проводник нагревается и, как и в случае с водяным отоплением, передает тепло стяжке и всему полу.
Преимущества:
- простейший монтаж;
- равномерный прогрев помещения;
- безопасность;
- возможность дистанционного управления через терморегулятор;
- исключены протечки.
Недостатки:
- большой расход электроресурсов;
- при недостатках заливки пола система может выйти из строя под воздействием химически активных веществ.
Примерные цены
Материал | Цена |
Керамзит | от 10 рублей за 30 кг |
Перлит | от 5 рублей за 1 кг |
Вермикулит | от 320 рублей за 50 кг |
Пенополистирольные плиты | от 2800 рублей за куб.метр |
Водяное отопление | от 65 000 рублей на 50 кв.метров + монтаж от 350 рублей за кв.метр |
Электрический теплый пол | от 55 000 рублей на 50 кв. метров + монтаж от 250 рублей за кв.метр |
Делать или не делать?
С одной стороны, вы получаете возможность поддерживать всегда комфортную температуру в гараже даже в самый морозный период. При этом тепло будет распределяться равномерно по всей площади помещения, что невозможно при использовании автономных конвекторов.
Однако у всего есть и обратная сторона: из-за разницы температур на воротах будет появляться изморозь, а внутри помещения неизменно будет появляться конденсат. Также имеет смысл использовать в гараже теплый пол, если вы часто его используете. Периодическое включение не даст ощутимого результата по прогреву, и потенциально высокий КПД системы останется нереализованным.
И еще один момент, не менее важный: все монтажные работы должны быть проведены в полном соответствии с требованиями СанПина. Поэтому внимательно их изучить — обязательная ваша задача.
Технология укладки
Если вы все-таки решились на монтаж, то предлагаем вам подробные технологические карты для успешной работы. Конечно, если делаете теплый пол в гараже своими руками, а не прибегаете к помощи профессионалов, что чревато немалыми расходами.
Водяной
Система водяного отопления может быть реализована двумя способами:
- с размещением труб в бетонной стяжке;
- с укладкой труб в пенополистирольных плитах или деревянном коробе.
- Второй вариант является облегченным, но и он требует пост-заливки бетонным раствором.
- Для оптимального прогрева рекомендуется прокладывать трубы с расстоянием между витками не более 10 см. После проведения всех необходимых расчетов приступаем к действиям:
- очищаем и выравниваем основание путем залива бетонной стяжки;
- после высыхания укладывает теплоизолятор;
- закрепляем по периметру демпферную ленту;
- укладываем полиэтиленовую пленку и армирующую сетку;
- закрепляем с помощью хомутов трубы к сетке — лучше всего в виде змейки, самый распространенный способ;
- устанавливаем клапан сброса воды;
- проверяем герметичность укладки повышением давления в теплоносителе — приблизительно в 2 раза выше стандартного значения;
- если нет падения давления в течение 24 часов, то проводим финальные работы — заливаем еще одну бетонную стяжку с общей толщиной слоя не менее 10 см.
После всего этого уложите на пол пленку — пусть стяжка застывает, а уже примерно через месяц можно проверять теплый пол в действии.
Электрический
В продаже есть большое количество модификаций электрического теплого пола, так что можно сэкономить немало времени, монтируя уже полностью готовые гибкие маты с проводниками или инфракрасные пленки. Однако вполне можно довольствоваться и вариантом с резистивным одно или двухжильным кабелем.
- Перед монтажом следует произвести расчет, умножив мощность нагревательного элемента на общую площадь помещения.
- В остальном все очень просто и отличается от укладки водяного теплого пола лишь некоторыми деталями:
- очистите бетонное основание от пыли и мусора и сделайте стяжку;
- уложите слой гидроизоляции таким образом, чтобы пленка немного заходила на стены — приблизительно на 15 см;
- приклейте по всему периметру демпферную ленту;
- уложите слой теплоизолятора — можно использовать фольгированный утеплитель «Пенофол» (при монтаже размещайте фольгированный слой на бетоне, для усиления конструкции дополнительно используется пенопласт) — а так же армирующую сетку;
- если используете не маты и пленки, а греющий провод, то укладывайте его зигзагом и фиксируйте зажимами, только будьте внимательны — не должно быть никаких пересечений и загибаний;
- при монтаже пленки учитывайте тот факт, что она должна быть расположена примерно в 10 сантиметрах от стен и покрывать собой не менее 70% от всей площади помещения;
- далее соединяйте контакты зажимами и надежно изолируйте мастикой те места, где соединяются контакты и провода.
Остается изолировать термодатчик и подключить систему к электроснабжению. Если все работает прекрасно, то заливают финальную стяжку и оставляют помещение примерно на 28-30 дней.
Заключение
Какой бы вариант теплого пола для своего гаража вы ни выбрали, уже сам факт серьезности ваших намерений свидетельствует о том, что это помещение занимает немалое место в вашей жизни. А раз так, то в правильности вашего решения мы не сомневаемся, ведь настоящий автолюбитель всегда интуитивно чувствует, что лучше подходит для него и его железного друга.
Теплый пол в гараже своими руками: как сделать, плюсы и минусы, нужен ли, отзывы
Теплый пол в гараже – разновидность отопительной системы для поддержания комфортной температуры в помещении. Обустроить его можно своими руками, выбрав водную или электрическую конструкцию. Для этого потребуются набор материалов и инструментов, грамотная подготовка и поэтапный монтаж.
Нужен ли теплый пол в гараже
Нужно ли залить теплый пол в гараже – решение индивидуальное. Такая отопительная система важна не только для комфорта пользователя, но и его здоровья. Продолжительное нахождение в холодном помещении или на ледяном настиле может привести к болезни, иметь серьезные последствия.
Наличие теплого пола в гараже экономит время и средства, неизбежно затрачиваемые на прогрев автомобиля зимой.
Регулярное поддержание плюсовой температуры полезно не только для людей, но и для техники, инструментов, материалов, хранящихся в помещении.
Если в гараж можно зайти из дома, то не придется каждый раз тратить время на облачение в теплую одежду и обувь, если нужно всего лишь забрать какую-то вещь.
Плюсы и минусы теплого пола в гараже
Организация теплого пола в гараже обеспечивает немало преимуществ:
- создание оптимальных условий для содержания автомобилей, хранения инструментов, материалов;
- комфорт пользователей независимо от длительности пребывания в гараже;
- возможность установки системы своими руками;
- низкие энергозатраты при наличии другого источника тепла или качественного утепления строения.
Основной недостаток теплого пола – затраты на работу системы. Если его можно подключить к горячему водоснабжению, то такой проблемы нет.
Еще один возможный недостаток – риск промерзания ворот. Такое происходит из-за образования конденсата на них в результате разницы температур внутри гаража и снаружи. Ситуация усугубляется тающим и стекающим с машины снегом. Проблему можно решить организацией небольшого уклона к воротам и дренажа.
Остальные минусы связаны непосредственно с установкой теплого пола:
- расходы на материалы;
- может потребоваться демонтаж старого покрытия;
- важно правильно рассчитать толщину теплого пола в гараже, чтобы поверхность достаточно прогревалась, но не проседала под тяжестью автомобиля.
Виды теплых полов
Есть разные идеи теплого пола в гараже. Наиболее популярны системы водяного и электрического типов. Между ними ряд различий.
Водяной пол представляет собой конструкцию из стальных или металлопластиковых труб. Теплоносителем является движущаяся по ним нагретая вода. Ее источником могут быть центральная отопительная система или автономный котел – газовый, электрический, твердотопливный.
Водяной пол обеспечивает равномерный прогрев, но в морозы длительное отключение чревато выходом всей системы из строя
- Можно организовать водяной теплый пол под деревянными полами в гараже либо залить бетонную стяжку.
- Электрические системы бывают разного типа. Основное различие в элементе нагрева:
- кабельный теплый пол;
В основе кабельной системы – одно- , двужильный резистивный или саморегулирующийся кабель
- пленочный (углеродный).
Основу пленочного теплого пола составляет карбоновый инфракрасный излучатель
Инфракрасная пленка привлекает простотой монтажа. Основное преимущество электрических теплых полов над водяными – отсутствие риска протечки. Недостаток в опасности поражения током. Эту проблему решит надежное заземление и устройство защитного отключения (УЗО).
Технология укладки электрического теплого пола в гараже
Электрический теплый пол в гараже лучше делать под стяжку. Деревянный настил не рекомендован из-за горючести материала, низкой теплопроводности и склонности к усыханию.
Инструменты и материалы
Для обустройства теплого пола нужно выбрать нагревательный элемент. Это могут быть резистивный или саморегулирующийся кабель либо мат – гибкое полотно с уже зафиксированным проводом. Второй вариант обойдется дороже, но монтировать его проще и удобнее.
Кроме нагревательного элемента, для теплого пола в гараже понадобятся:
- терморегулятор;
- термодатчик;
- УЗО;
- провод для заземления;
- крепежи;
- рулетка;
- кусачки;
- уровень;
- перфоратор;
- набор отверток;
- канцелярский нож;
- цементно-песчаная смесь и гравий или готовый бетонный раствор для стяжки;
- полиэтиленовая пленка для гидроизоляции;
- материал для теплоизоляции – пенопласт, экструдированный пенополистирол, пеноплекс, Пенофол;
- армирующая сетка.
Подготовительные работы
Обустройство отопительной системы всегда начинают с расчетов. Схема теплого пола в гараже может в виде змейки (простой, двойной или угловой) или спирали.
Если обустраивать инфракрасный теплый пол в гараже, то он должен покрывать до 70% поверхности, при наличии других источников обогрева – до 50%. Пленку настилают, отступив от стены 10 см. Под тяжелыми предметами ее размещать нельзя.
Обязательно заранее рассчитать мощность теплого пола, чтобы электросеть в гараже справилась с нагрузкой. Вычисления зависят от выбранного нагревательного элемента. Для усредненных расчетов нужно площадь помещения умножить на 130 Вт.
Перед укладкой теплого пола обязательна подготовка основания. Необходимо очистить поверхность, выровнять ее. Небольшие перепады допустимы, в остальных случаях нужна тонкая заливная стяжка. Обязательно важно дождаться полного ее высыхания. При наличии смотровой ямы перед заливкой стяжки лучше соорудить вокруг нее опалубку.
Чтобы минимизировать теплопотери, влекущие повышение затрат на электроэнергию, нужно позаботиться об утеплении всего гаража
После подготовки поверхности к монтажу теплого пола в гараже нужно организовать гидро- и теплоизоляцию. Сначала расстелить пленку, выпуская 10-15 см на стены. По периметру помещение оклеить демпферной лентой.
Оптимальный слой теплоизоляционного материала 10 см. Если использовать пенопласт, можно взять толщину в два раза меньше. Остается разместить сверху армирующую сетку.
Инструкция по монтажу
После подготовки поверхности, организации гидро- и теплоизоляции можно приступать к укладке нагревательных элементов. Алгоритм простой:
- Сделать разметку на утеплителе.
- Уложить по меткам провод согласно выбранной схеме. Между витками оставлять 30 см.
- Кабель фиксировать к армирующей сетке клипсами либо с помощью монтажной ленты из оцинкованной стали со специальными зубчиками.
- Контуры размещать параллельно, максимальный угол сгиба провода 90°.
- Закрепить монтажную коробку и терморегулятор.
- Подвести силовой кабель и заземление.
- В 0,5 м от стены сделать в слое теплоизоляции углубление, поместить в него гофрированную трубку с термодатчиком внутри. Провод подсоединить к терморегулятору.
- Проверить работоспособность системы.
После укладки нагревательных элементов остается заливка теплого пола в гараже – сделать раствор можно своими руками или заказать готовый бетон. Разрешено использовать стяжку в качестве чистового покрытия или положить плитку.
Как сделать водяной теплый пол в гараже самому
Обустройство водяного пола в гараже уместно, когда можно подключить его к отопительной системе. В остальных случаях нужен автономный котел, а затраты на его покупку могут не оправдаться.
Материалы и инструменты
Для монтажа водяного теплого пола обычно используют металлопластиковые трубы. Оптимальное сечение 16 мм. Кроме труб, потребуются:
- насос, мощность от 1,5 кВт;
- термостат;
- трехходовой клапан;
- фитинги;
- теплоизоляционная трубка;
- вентили для подачи и слива теплоносителя;
- шланг подвода;
- сервопривод;
- два автоматических воздухоотводчика;
- перфоратор;
- кусачки;
- уровень;
- канцелярский нож;
- крепежи;
- гидроизоляция;
- утеплитель;
- арматура;
- материалы для стяжки.
При подготовке чернового пола для укладки труб нужно учитывать, что перепады не должны превышать половины их диаметра
Подготовительные мероприятия
Если делать теплый водяной пол в гараже по грунту с нуля, то начинают с черновой стяжки. Перед ее заливкой важно подготовить несколько слоев:
- 10 см песчаной подушки;
- 10 см щебня;
- слой утеплителя, если использовать пенопласт, то достаточно 10 см;
- гидроизоляционный слой – обычно используют полиэтиленовую пленку или рубероид;
- арматура.
Все эти слои необходимы для снижения теплопотерь. Если бетонный пол в гараже уже есть, то следует очистить и выровнять поверхность. Гидро- и теплоизоляцию делают аналогично подготовке к монтажу электрического пола. Вместо полиэтиленовой пленки, лучше использовать рубероид, обрабатывая швы мастикой из битума.
Этапы монтажа
Трубы для водяного пола в гараже можно укладывать разными способами:
- змейка – параллельное размещение, для фиксации использовать хомуты или проволоку;
- спираль – более качественный прогрев, монтаж сложнее, схема рекомендована для больших площадей.
Выбор схемы укладки факторов зависит не только от площади, но и присутствующих энергоресурсов
Основные этапы монтажа водяного теплого пола в гараже под стяжку:
- Сделать разметку для укладки труб.
- Смонтировать обрешетку на пластиковых подпорках. Расстояние до утеплителя 3-4 см.
- Укладка труб по разметке. Фиксировать хомутами или скобами с шагом 30-40 см, на поворотах 15 см.
- Установить коллекторно-смесительный узел, подсоединить к источнику подачи воды – котлу или отопительной системе.
- Трубу каждого контура обеими концами подсоединить к вентилям, используя фитинги.
- Проверить работоспособности и герметичность системы. Давление установить вдвое выше рабочего, наблюдать сутки.
- Залить стяжку.
Между витками делать расстояние 10 см. В центре помещения трубы можно размещать реже, чем вблизи ворот и стен. На конце шланга закрепить теплоизоляционную трубку с фитингом, чтобы подключить его к коллектору.
Регулировку, подачу горячей воды и вывод отработанного теплоносителя обеспечивают коллекторно-смесительный узел. Можно купить готовую конструкцию или собрать ее самостоятельно. Для коллектора в гараже нужно обустроить специальный шкаф, оптимальный размер его 50Х50Х15 см (ШВГ).
В качестве теплоносителя для водяного пола можно использовать антифриз, но производительность насоса должна быть выше
Техника безопасности
При обустройстве теплого пола нагревательные элементы прячут в пол, что повышает уровень безопасности. Для ее поддержания важно помнить о ряде факторов:
- Выравнивать основание для системы.
- Тщательно герметизировать все стыки.
- Правильно подключать систему к коллектору, при нехватке личного опыта стоит проконсультироваться со специалистом.
- Использовать сертифицированные материалы.
- Электрический теплый пол нельзя проверять путем подачи напряжения. Контроль осуществляют замером сопротивления греющего провода и сверкой с данными производителя.
Заключение
Теплый пол в гараже делает пребывание в помещении комфортным, позволяет отказаться от долгого прогрева машины. Можно сделать водяную или электрическую системы своими руками. Важно правильно подготовить основание, соблюдать технологию укладки, технику безопасности.
Отзывы о теплом поле в гараже
Анатолий Комаров, 43 года, Киров Гараж у меня примыкает к дому. Еще на этапе строительства сделал водяной пол, запитал от газового котла и два радиатора на стены закрепил. В гараже мастерская, работаю на дому, бываю в нем большую часть суток, потому важно наличие теплого помещения.
Владимир Петров, 34 года, Ижевск Сделал у себя в гараже электрический пол, все своими силами, потому затраты минимальные. Использовал армирующую стенку, для утепления выбрал экструдированный пенополистирол и не пожалел. Сосед кабель укладывал прямо при заливке в плиту, в первый же год трещины пошли.
У меня же все отлично, никаких погрешностей, пользуюсь уже не первый год. Сергей Ковальков, 47 лет, Москва У меня большой гараж, площадью больше 200 м², внутри него сделан полноценный автосервис. Сделали водяной пол, работает он от котла. Зимой даже в морозы температура не ниже 15-20 °C, комфортно и для работников, и для техники.
Стоит отметить, правда, что у меня и стены хорошо утеплены.
Теплый пол в гараже (водяной, электрический): как сделать своими руками?
Теплые полы обычно укладываются в жилых помещениях — чтобы босиком было приятно ходить. Но при желании их можно уложить и в гараже.
Сразу скажем: задача это муторная, реализовать ее своими руками можно не всегда и не везде. Но все-таки реально.
Стоит ли делать теплый пол в гараже?
Стоит, если соблюдены все условия из этого списка:
- утеплены все части конструкции: стены и потолок (если нормальной теплоизоляции нет — теплый пол делать нет смысла);
- вы часто бываете в гараже и проводите тут много времени (теплый пол греется не быстро, и если вы заглядываете в гараж на 10-15 минут — смысла в таком обогреве нет);
- в гараже есть центральное водяное отопление (для водяного теплого пола) или не старая проводка (для электрического);
- есть вентиляция (и приточка, и вытяжка, и они работают), чтобы отводить лишнюю влагу;
- зимы не очень холодные и затяжные (если на улице по 3-4 месяца стоит мороз за -30º, скорее всего, такой подогрев обойдется слишком дорого, или будет неэффективным).
Если хотя бы по одному из пунктов списка у вас минус — лучше использовать любой другой способ отопления (или сначала устранить минус, а потом думать про теплые полы).
А совсем идеально — если ваш гараж соответствует всем пунктам списка, и еще и пристроен к дому.
И при этом про теплый пол вы задумались на этапе строительства (или капитального ремонта), и есть возможность продумать и правильно реализовать все нюансы, влияющие на микроклимат.
А именно — сделать нормальную вентиляцию, уклон пола и дренаж в нижней точке, хорошо все утеплить и гидроизолировать.
На переднем плане виден дренажный слив, в который будет стекать тающий снег
Водяной или электрический?
В большинстве случаев ставить можно только электрический пол, потому что:
- центральное отопление есть далеко не во всех гаражных кооперативах;
- если ЦО есть, не факт, что в гараже будут стоять батареи и краны: иногда это просто 2 трубы вдоль стены (врезаться-то можно и в них летом, когда нет теплоносителя, но не факт, что это разрешат сделать, а если сделаете втихую, то при протечке окажетесь виноватым);
- если ЦО есть, но после вашего гаража по ходу теплоносителя есть много других гаражей — теплый пол делать нельзя: он будет забирать больше тепла, и владельцы следующих гаражей могут жаловаться на холодные батареи.
Вариант для тех, у кого есть ЦО, но его гараж далеко не самый последний по ходу теплоносителя: можно сделать водяной пол с небольшой длиной контура.
И еще один минус водяных ТП в гараже: если машина продавит трубу до трещины — будет авария. Образуется протечка горячей воды, которая замерзнет в вашей стяжке (и скорее всего ее разрушит). И эту проблему можно заметить очень нескоро — потому что не все бывают в гаражах каждый день.
Теперь про электрические ТП.
Если у вас нормальная проводка — этот вариант лучше, потому что:
- на ваших соседях это никак не отразится (тогда как водяной пол «отнимет» часть тепла у следующих гаражей);
- нет риска залить стяжку водой, если машина продавит ТП (даже если кабель или инфракрасный мат повредятся — у вас просто пропадет отопление, но пол останется целым).
Есть и минусы:
- в некоторых кооперативах электричество работает дозировано — например, с 8.00 до 20.00 (хотя в этом случае в нерабочее время не получится использовать и другие электрообогреватели, так что этот пункт приводим скорее для галочки);
- если гараж плохо утеплен, на нем стоит индивидуальный счетчик, а топиться вы планируете много-часто — счет за электричество может выйти немаленьким.
Что касается выбора между электрическими системами (стержневой или инфракрасный мат) — разницы особо нет, можно брать любую. Потому что у нас не будет необходимости и возможности замерять каждый градус.
Поэтому наш совет такой: электрический ТП — в большинстве случаев лучше и безопаснее. Водяной стоит ставить только если ваш гараж крайний или очень близко к краю, вы в нем часто бываете, и не собираетесь экономить каждый рубль (то есть сделаете стяжку достаточно толстой и армированной).
Плюсы и минусы отопления гаража теплым полом
Минусы:
- если на пол прольется масло или бензин, а в гараже плохая вентиляция — придется дышать испарениями (но это небольшая проблема, если заметить капли и хорошо протереть разлитое);
- без хорошего утепления гаража смысла от ТП мало;
- без заливки бетона не обойтись, то есть монтаж системы отопления выльется и в неплохой ценник, и в долгую (на несколько недель) и сложную (из-за заливки стяжки) работу;
- есть риск трещин бетонного пола из-за перепада температур (пример: на улице -30º, бетонная стяжка промерзла, и при включении пола температура вокруг кабеля/трубы быстро поднимается до +60-80º);
- ТП долго прогревается (если вы заскакиваете в гараж ненадолго, то проще поставить любой электрообогреватель);
- если работы ведутся не при строительстве гаража — из него придется все выносить и на несколько недель (пока не высохнет стяжка) ним не пользоваться
- если в гараже ЦО, то гаражи, которые стоят по ходу теплоносителя после вашего гаража, будут получать меньше тепла, а если применять электрический пол — проводка может не выдержать;
- ворота могут примерзать (вот почему: вы загнали в гараж машину в снегу, снег растаял, вода стекла к воротам, где уже может быть минусовая температура, и влага замерзнет, образовав наледь у створки и прихватив и ее).
Плюсы:
- равномерный прогрев по всей площади;
- если надумаете продавать гараж, ТП поможет поднять ценник (хотя недоверчивый покупатель может наоборот испугаться, потому что состояние труб/электрокабеля в стяжке никак не увидишь);
- источник тепла не занимает места (особенно актуально для маленьких гаражей).
Общие советы
- Не стелите теплый пол (хоть водяной, хоть электрический) под тяжелые предметы: станки, стеллажи, «линии», по которым будут ездить колеса машины, и под сам автомобиль (место, где он будет стоять).
Видно, что кабель уложен с отступом от ямы: именно по этому свободному месту будут ездить колеса авто
- Если планируете приходить в гараж надолго, и хотите, чтобы пол уже прогрелся к вашему приходу — сделайте удаленное управление. Для этого в гараж надо поставить роутер с сим-картой, а к ТП подключить терморегулятор с Wi-Fi-модулем.
- Толщина стяжки над ТП должна составлять не меньше 5 см при марке бетона М300.
- Отступы от стены до ТП должны быть не меньше 10 см.
- Под ТП обязательно укладываем утеплитель, иначе «греть» будем не только вверх, но и вниз, тратя часть тепла впустую.
Монтаж своими руками
Поскольку укладка любого ТП (и водяного, и электрического) выполняется примерно одинаково, мы опишем общую схему. Предполагается, что старой стяжки (если была) в гараже уже нет, и из него все уже убрали.
Примерно так выглядит «пирог» пола: подсыпка (на фото невидно), утеплитель, теплый пол, армирующая сетка и бетонная стяжка
Как сделать ТП правильно:
- Составляем план помещения и схему раскладки ТП.
- Начинаем с гидроизоляции. Выбираем любой материал, и укладываем/наплавляем с нахлестом на стены (если их тоже будем ремонтировать). Если работаем не по перекрытию или бетону, а по грунту — сначала его трамбуем, а потом насыпаем подсыпку из песка и щебня. Оставляем только нужную высоту для бетонной стяжки.
- Укладываем теплоизоляцию. Высоту определяем самостоятельно, она зависит от того, насколько у вас холодно в регионе, что под гаражом (грунт, перекрытие, есть ли подвал, отапливается и утеплен ли он), и какой у вас бюджет. Распространенное решение — слой в 5 см экструдированного пенополистирола (с маркировкой EPS, можно фольгированный). Альтернатива — насыпной теплоизолятор (керамзит, перлит, вермикулит) слоем в 10-20 см.
- Укладываем сам теплый пол (коллектор, маты или греющий кабель). Подключаем его (к теплосети или к розетке/электросети и к регулятору), и проверяем работоспособность.
- Укладываем поверх армирующую сетку. Чтобы сетка не соприкасалась с ТП, укладываем под нее куски лишнего пенополистирола или нашлепываем цементный раствор.
- Устанавливаем направляющие и заливаем стяжку.
После заливки дожидаемся полного высыхания стяжки, и «обживаем» обновленный гараж.