После монтажа трубопроводных коммуникаций в обязательном порядке проводят пневматическое и/ или гидравлическое испытание трубопроводов. Такая проверка необходима согласно регламенту СНиП (НиТУХП—62 и III-Г.9—62). О подробностях испытаний, их технологии и нюансах читайте в этой статье.
Своевременная проверка и устранение недочетов предотвратят аварии
Гидравлические испытания трубопроводов
Подготовительные работы
Перед тем как проводить гидравлические испытания трубопроводов систем отопления, необходимо провести комплекс подготовительных работ.
- Конструкция разбивается на условные деления.
- Проводится внешний визуальный осмотр.
- Проверяется техническая документация.
- К делениям крепятся спускные вентили, заглушки, воздушные вентили.
- Монтируют временную трубопроводную линию от наполнительных и прессовочных устройств.
- Проверяемый участок отключают от остальных делений труб заглушками с хвостовиками, отсоединяют его от аппаратуры и оборудования. Важно: применять для этих целей комплектную запорную арматуру самого провода запрещено.
- Для испытания трубопроводов на прочность и плотность их подключают к гидравлике (компрессорам, насосным станциям, прессам или воздушным сетям), создающей требуемое для проверки давление, на расстоянии в 2 вентиля.
Проводятся гидравлические испытания только под началом производителя или под руководством мастера, в строгом соответствии с требованиями технической документации, инструкций и проектных бумаг. Должны соблюдаться регламент Госгортехнадзора, техника безопасности.
Обратите внимание: аппаратура и тестовые приспособления (манометры и т.д.) проходят обязательную предварительную проверку и опломбирование. Минимальный класс точности манометров – 1,5 (согласно ГОСТ 2405-63), минимальный диаметр корпуса – 1,5 см, шкала номинального давления – от 4/3 от измеряемой величины. Требования к цене деления использующихся термометров – до 0,1° С.
Точно настроенная измерительная аппаратура поможет выявить малейшее отклонение от нормы
Проводятся гидравлические испытания трубопроводов водоснабжения и отопления для изучения их прочности и плотности. Величина давления при испытательных экспериментах устанавливается проектной документацией в кгс/см2:
- стальные конструкции с рабочим порогом до 4 кгс/см2 и системы с рабочей температурой более 400° — 1,5-2;
- стальные конструкции с рабочим порогом более 5 кгс/см2 — 1,25 (в особых случаях величина рассчитывается по формуле: рабочая нагрузка плюс 3 кгс/см2);
- стеклянные, винилопластовые, из чугуна и полиэтилена – от 2;
- фаолитовые – 0,5;
- из цветных металлических сплавов – 1.
Тестируемое деление изолируется от остальных участков заглушками, после проверки вода спускается
Для нагнетания нужных нагрузок в системе используют передвижные плунжерные, эксплуатационные и ручные (поршневые) насосы, гидравлические и приводные шестеренчатые прессы.
Проведение испытаний
Проходит испытание трубопровода на прочность и герметичность с использованием гидравлики в несколько этапов:
- Подключают гидравлический насос или пресс.
- Устанавливают манометры и наполняют конструкцию водой. Важно: чтобы проконтролировать вытеснение воздуха из труб, воздушники при этом оставляют открытыми. Появившаяся в них вода свидетельствует о том, что воздуха внутри не осталось.
- При заполнении водой поверхности осматриваются на предмет течей, трещин и малейших огрехов в соединительных элементах и по периметру.
- Нагнетается нужное давление, проводится испытание трубопровода при длительном его воздействии.
- Затем нагрузку постепенно уменьшают до стандартных рабочих величин для повторного изучения состояния системы.
- Из трубопровода сливается вода, аппаратура снимается и отсоединяется.
На заметку: стеклянные соединения проверяют под испытательными нагрузками 20 минут, для проводов из других материалов достаточно 5 минут.
При вторичном осмотре стальных труб особое внимание уделяется сварным швам и спайкам. Их аккуратно простукивают округлым молотом до 1,5 кг, отступая 15-20 мм.
Для тестов деталей из цветных сплавов используют деревянный молоток до 0,8 кг, трубопроводы из остальных материалов не обстукивают во избежание механических повреждений.
Успешным проведение гидроиспытаний трубопроводов считается в случае, если манометр не показал во время тестов спада давления, во фланцевых соединениях, сальниках и сварных швах не зафиксированы запотевание и течи. Если результаты неудовлетворительны, проверка повторяется после их устранения.
На заметку: иногда для гидравлических тестов при минусовых температурах в жидкость добавляют составы, снижающие температуру замерзания, утепляют трубы или подогревают жидкость.
Пневматическое тестирование
Когда это необходимо
Пневматическая проверка проводится, если невозможны гидроиспытания
Используют также пневматическое испытание трубопроводов для тестирования их плотности и прочности или только плотности (в этом случае предварительно проводится гидравлический тест на прочность, аммиачные и фреоновые изделия гидравлически не проверяются). Применяется в случаях, когда гидравлические исследования невозможны по объективным причинам:
- существует предписание использовать при испытаниях инертные газы или воздух;
- температура воздуха отрицательная;
- на рабочей территории отсутствует вода;
- в трубопроводе и несущих конструкциях отмечается слишком высокое напряжение из-за веса воды.
В холодное время года для гидротестов прогревают жидкость либо вводят в нее составы, препятствующие замерзанию
Для реализации пневматических испытаний трубопроводов по СНиП используют воздух или инертный газ. Применяются мобильные компрессоры или сеть сжатого воздуха. Требования к длине делений и давлению в кгс/см2 при проверке:
- при диаметре менее 2 см – 20 (длина внутреннего отрезка – 100 м, внешнего – до 250 м);
- при диаметре 2-5 см – 12 (длина внутреннего отрезка – 75 м, внешнего – 200 м);
- если диаметр превышает 5 см – 6, при длине внутреннего отрезка – 50 м, наружного – 150 м.
В частных случаях, если того требует проект, допускается использование других величин. Тесты также проводятся в строгом соответствии с проектной документацией и инструкциями по технике безопасности, разрабатывающимися индивидуально.
Важно: надземные конструкции из чугуна, стеклянные и фаолитовые трубопроводы пневматические тесты не проходят.
Если на стальных системах установлена чугунная арматура (за исключением деталей из ковкого чугуна), допускается проведение проверки воздухом и инертным газом, если давление будет ниже 4 кгс/см2.
Предварительно чугунные детали проходят обязательные тесты на прочность с помощью воды (требование ГОСТ 356—59).
Порядок проведения работ
Этапы испытаний:
- Заполнение трубопровода газом или воздухом.
- Повышение давления, осмотр проверяемого участка при достижении 0,6 от максимальной испытательной величины – для конструкций с рабочим показателем до 2 кгс/см2, 0,3 и 0,6 – если рабочий показатель превышает 2 кгс/см2. Важно: во время осмотра увеличивать нагрузку или обстукивать молотком поверхности, находящиеся под нагрузкой, запрещено.
- Финальный осмотр происходит при рабочих нагрузках.
Герметичность стыков, сварных швов, сальников и фланцев измеряется с помощью нанесения мыльного раствора.
Для тестирования систем, транспортирующих ядовитые, легко воспламеняемые и токсические вещества при превышающих их температуру кипения температурах испытание на герметичность трубопровода требует дополнительной проверки на плотность.
Для этого параллельно с основными показателями исследуется падение давления. Так же проверяется все оборудование, подсоединяемое к системе по транспортировке перечисленных типов веществ.
Если давление на манометре не понижалось во время тестирования, а в соединительных швах и сальниках не выявлены утечки или потения, результат признается удовлетворительным.
Испытательные работы доверяются квалифицированным сотрудникам и проходят под руководством производителя
К тестированию трубопроводов и оценке его результатов допускаются только квалифицированные сотрудники, прошедшие инструкцию и имеющие соответствующие навыки. Своевременная тщательная проверка коммуникаций убережет от несчастных случаев, аварий и убытков.
У вас есть вопросы? задайте их нашему эксперту задать свой вопрос (1 262 votes, average: 4,82
Испытание трубопроводов на плотность и прочность – требования и условия, виды опробования (гидравлический и пневматический)
Испытание трубопроводов на плотность и прочность проводят соответственно требованиям СНИП. До начала испытаний, магистраль подвергают тщательному внешнему изучению.
Целью осмотра является выявление возможных отклонений от проекта, и, чтобы уяснить, готов ли трубопровод к предстоящим испытательным мероприятиям. При осмотре проводится:
- осмотр стыков;
- оценивается правильность монтажа арматуры;
- монтаж подвесок и опор;
- выяснение, насколько легко открываются запорные механизмы;
- определяются возможности удалить воздух из магистрали;
- наполнение водой и ее слив после испытаний.
Оптимальная температура для таких действий не ниже +15 градусов. До тестирования наружных систем, их нужно продуть. Так очиститься внутренняя часть от загрязнений. Внутреннюю часть на газопроводных магистралях проводят непосредственно перед их прокладкой.
Метод проведения опробования сразу намечают в проектной документации. Если этих указаний нет, то производят гидравлические испытания технологических трубопроводов водоснабжения или отопления на прочность и плотность.
Гидравлический способ поверки
Испытание технологических магистралей на прочность и плотность осуществляют пневматическим и гидравлическим методом. Опробование напорных сетей, проходящих в траншеях, выполняют два раза. Первый раз до засыпания и крепления арматурных элементов. А второй раз после монтажа гидрантов, предохраняющих клапанов.
Пробную проверку разрешают после подбивания пазух землей, засыпки водопроводных труб, упорных устройств, и выполнения остальных требований, предусмотренных Правилами Техники Безопасности и Промышленной Безопасности.
ВАЖНО! Пробные испытания конструкций из стали можно проводить после положительных итогов контроля качества сварных швов и изоляционной защиты. Сварочные и фланцевые стыки при проверочном давлении в 0,6 МПа не могут находиться в изоляции на дистанции 10 см от оси соединения во всех направлениях. Также они обязаны хорошо просматриваться.
Гидравлическая поверка на показатель прочности и плотности проверяются внутренним давлением. Его величину устанавливают в рабочем проекте. Во время проведения данного опробования на сети нужно до упора открыть задвижки.
Для такой работы и отключения испытуемой части сети, на технологическом трубопроводе ставят заглушки или фланцы «глухого» типа. Использовать с данной целью трубопровод без задвижек нельзя.
Длина проверяемых участков и время испытания
Трубопровод из железобетона и чугуна проверяют на участках протяженностью не больше одного километра. Полиэтиленовую сеть проверяют на участке протяженностью в 500 метров. Самый большой размер участка сети в этом виде испытания берется не больше 1000 метров.
Технологические трубопроводы из железобетона и металла должны подвергаться гидравлическому испытанию не менее 10 минут, а полиэтиленовые – не менее 30 минут. Далее показатель давления сбавляют до нормы рабочего, и система осматривается. Поддержка проверочного и рабочего давления на время осмотра и обнаружение «погрешностей» может проводиться подкачкой воды.
- При условии, что в сооружении под влиянием проверочного давления не разорвались трубы и фасонные элементы, и не появилось протечек жидкости, то считают, что оно выдержало гидравлическое испытание.
- Все выявленные дефекты необходимо устранить, а магистраль после этого следует поддать вторичному испытанию.
Проверки на плотность
Завершающее испытание технологических трубопроводов на прочность и плотность можно начинать, если после засыпания траншеи прошло не меньше суток. Для конструкций из железобетона это время увеличивают до 72 часов.
В доступных для просмотра местах преднамеренно протечек не выявляют, сеть считают проверенной гидравлическим испытанием, когда на ней нет нарушений целостности, и на уровне рабочего давления не появилось протечек жидкости. Протечки выявляют посредством следующей формулы:
q = Q/BT. В ней Т – это период старта поверки до мгновения возврата стрелки на манометре в изначальную позицию. Т = Т1-Т2. В – это коэффициент, который принимается за 1 (при снижении давления на показатель не больше 20% от поверочного).
Если на протяжении десяти минут этот показатель снижается от рабочего, то считают, что магистраль не прошла проверку. Q – это объем жидкости, которая нужна для того, чтобы восстановить напор. В ситуации недостаточного снижения напора, с сети сбрасывают воду.
Затем протечки находят по предоставленной формуле. Жидкость из системы разрешают сливать до окончания прописанного выше времени. При таких действиях объем слитой жидкости может выявиться больше фактически существующей протечки.
Когда заливают жидкостью технологический трубопровод в период зимы, то температурную разницу между трубами и жидкостью допускают в пределах десяти градусов. Финишную поверку в зимний сезон производят при температуре жидкости не меньше одного градуса.
Испытывать полный трубопровод без напора можно при присутствующем протоке. Это означает, что по трубам должна прогоняться жидкость для нагревания сети. В зимнее время системам проводят поверку только в ситуациях острой необходимости.
Проходить гидравлическую проверку на плотность обязаны все сети. При проверочном напоре, который не больше 0,8 МПа разрешают проводить поверку пневматическим способом.
Нормы СНИП
Проверку магистралей на плотность нужно выполнять по требованиям СНиП. Норму испытательного давления устанавливают в проекте.
К началу испытаний все соединительные места на внешней и внутренней части рекомендуют покрыть раствором из песка и цемента, но его перед нанесением выдерживают двое суток.
Все стоящие на системе задвижки во время проверки необходимо открыть до упора. Исключение составляют только задвижки, которые отключают сеть от разветвлений, они на этот срок могут стоять закрытыми. Но, на всякий случай на них лучше поставить сухие фланцы. Применять на этот момент заглушки для отсечения проверяемого куска от работающих систем не разрешают.
Заливать технологический трубопровод жидкостью при поверке нужно со сниженного участка. Это даст возможность создать хорошие условия для вывода воздушных образований из системы. Краны, которые служат для выведения воздуха, закрывают только окончательного выхода воздуха.
Смотреть видео
Сюжет «Гидравлические испытания тепломагистралей»
Трубопровод называют прошедшим тестирование на прочность и плотность в таких случаях:
- если не потерялась герметичность на соединительных местах;
- если не повреждено целостное состояние труб;
- если не пострадала арматура и фасонные элементы;
- если нет «погрешностей» в открытых зонах и в участках под грунтом.
Считают, что конструкция выдержала поверку на плотность и прочность, когда она не дала протечек.
Пневматическая поверка
Этот вид испытания проходит по требованию стоящей организации, если есть определенные затруднения с произведением гидравлического опробования на плотность и прочность. Например к таким трудностям относиться зимний период, отсутствие воды на месте проверки и т.д. Такой вид проверки выполняется тоже в два этапа:
- предварительный;
- заключительный.
На первом этапе поверяют магистраль на прочность, а на втором – на плотность. Системы из стали, расположенные снаружи, после заполнения воздухом до старта опробования некоторое время выдерживают.
Смотреть видео
Гидравлические испытания до разрушения образца трубы 219×6, сталь 20. I1
Это проводится для того, чтобы выровнять температуру системы и земли. Технологический трубопровод с объемом 30 см выдерживают два часа, сеть на 60 см – четыре часа, при объеме 90 см – это восемь часов, 120 см – шестнадцать часов и 140 см – это сутки.
После частичного засыпания магистрали грунтом, пневматическую проверку выполняют следующим способом.
- Магистрали из стали и полиэтилена поддают проверке на плотность и прочность под рабочим напором 0,5 МПа, а выверяемое давление выравнивают 0,6 МПа.
- Предварительно — напряженные конструкции из чугуна и железобетона подвергают опробованию испытательным напором в 0,15 МПа. Если нет возможности создать необходимое давление для сооружений из стали и полиэтилена, то предварительные проверочные мероприятия проводят под максимальным давлением, которое создают посредством комрессора. Его уровень не может быть меньше 0,6 МПа.
- Пневматическое тестирование сетей на плотность и прочность выполняется на участках протяженностью не более 1 километра.
- Когда при тестировании находят какие-нибудь дефекты, то напор в системе понижают до показателя атмосферного. Далее устраняются дефекты и проверку проводят еще раз.
- Во время подготовки к пневматическому виду опробования нужно выяснить, как установлены упоры. После этого трубопровод присыпается землей (не меньше 25 см). Внутреннюю часть конструкции очищают от земли и прочих элементов.
- Просматривать систему и выявлять «дефектные» проявления разрешают только после уменьшения ее напора до 0,1 МПа.
Опробование арматуры
Арматура для трубопроводов (с паспортом от предприятия изготовителя или без него) подвергается гидравлическому опробованию на прочность и плотность, результаты проверки заносят в акт. Величину пробного давления берут в полтора раза выше за рабочий показатель.
Видео
Испытание магистрального газопровода
Арматурные элементы, имеющие техпаспорт, но с истекшим сроком гарантии, берут на установку после соответствующих проверок. При этом осматривают прошедшие шлифовку уплотнительные кольца на дисках и задвижке. Так же смазывают штоковую резьбу и меняют набивку на сальниках.
Когда гидравлическое испытание трубопроводов на плотность и прочность подошло к концу, систему прочищают водой до тех пор, пока не удалится окалина и грязь, а трубы простукивают молотком из мягкого металла. Промывку делают потоком воды с максимально большой скоростью, до того момента, пока отходящая жидкость будет вытекать чистой.
Гидравлические и пневматические испытания трубопроводов
После окончания всех ремонтных и монтажных работ проводят испытания трубопровода на прочность и плотность. При этом на концах испытываемого участка трубопровода устанавливают заглушки.
Запрещается использовать запорную арматуру для отключения испытываемого участка трубопровода.
В самой высокой точке трубопровода устанавливают штуцер с арматурой для выпуска воздуха – воздушник, а в самой низкой – штуцер для слива воды – дренаж.
Гидравлическое испытание трубопроводов должно производиться преимущественно в теплое время года при положительной температуре окружающего воздуха. Температура воды должна находиться в пределах от 5 до 40оС.
- Величина пробного давления при испытании трубопровода на прочность определяется по формуле
- Рпр=1,25 Р, но не менее 0,2 МПа,
- где Р – расчетное давление; [σ]20 – допускаемое напряжение для материала трубопровода при 20оС; [σ]t – допускаемое напряжение для материала трубопровода при максимальной расчетной температуре.
Величину пробного давления при испытании на прочность для вакуумных трубопроводов и трубопроводов, работающих без избыточного давления, следует принимать равным 0,2 МПа. Обстукивание трубопроводов при испытаниях не допускается.
Давление в испытываемом участке трубопровода следует повышать плавно. Скорость подъема давления указывается в технической документации. Воздух из трубопровода должен быть полностью удален.
При испытании трубопровода на прочность созданное давление испытания выдерживается в течение 10 минут, после чего давление снижается до рабочего, при котором производят испытания на плотность путем осмотра сварных швов. По окончании осмотра давление вновь повышают до пробного и выдерживают еще пять минут, после чего снова снижают до рабочего и вторично тщательно осматривают трубопровод.
Продолжительность испытания на плотность определяется временем осмотра трубопровода. После окончания гидравлического испытания трубопровод должен быть полностью освобожден от воды.
Результаты гидравлического испытания на прочность и плотность признаются удовлетворительными, если во время испытания не произошло:
- разрывов и видимых деформаций;
- падения давления по манометру;
- в сварных швах, разъемных соединениях, врезках, корпусах трубопроводной арматуры не обнаружено течи.
Пневматические испытания трубопровода воздухом или инертным газом должно производиться только в светлое время суток. Величина давления испытания (пробного давления) определяется так же как при проведении гидравлических испытаний.
В случае установки на трубопроводе арматуры из серого чугуна, величина давления испытания на прочность не должна превышать 0,4 МПа.
- При проведении пневматических испытаний трубопроводов подъем давления рекомендуется производить плавно со скоростью, равной 5% от Ру, но не более 0,2 МПа в минуту с периодическим осмотром трубопровода на следующих этапах:
- а) для трубопроводов, работающих при давлении до 0,2 МПа, осмотр производится в два этапа – при давлении, равном 0,6 от пробного и при рабочем давлении;
- б) для трубопроводов, работающих при давлении выше 0,2 МПа, осмотр производится в три этапа – при давлении 0,3 и 0,6 от пробного и при рабочем давлении.
Во время осмотра подъем давления и обстукивание трубопроводов не допускается. Места утечки определяются по пузырькам мыльной эмульсии или другими методами.
На время проведения пневматических испытаний должна устанавливаться охраняемая (безопасная) зона. При наземной прокладке трубопровода минимальное расстояние зоны должно составлять не менее 25 м, при подземной – не менее 10 м.
Пребывание людей в охраняемой зоне во время подъема давления и при достижении в нем испытательного давления не допускается.
Окончательный осмотр трубопровода производится, когда пробное давление будет снижено до расчетного.
Все трубопроводы групп А, Б(а) и Б(б), а также вакуумные трубопроводы должны подвергаться дополнительному испытанию на герметичность.
Дополнительные испытания на герметичность производятся давлением, равным рабочему, а для вакуумных трубопроводов давлением 0,1 МПа (1кг/см2). Для строящихся трубопроводов продолжительность испытания должна составлять не менее 24 часов.
При испытаниях трубопровода после ремонта продолжительность испытания должна составлять не менее 4 часов.
- Падение давления в трубопроводе рассчитывается по уравнению
- ΔР=·100/τ,
- где Рн, Рк – абсолютное давление в начале и конце испытания; Тн, Тк – температура в трубопроводе в начале и в конце испытания.
Считается, что трубопроводы групп А, а также вакуумные трубопроводы выдержали испытание, если скорость падения давления окажется не более 0,1 % в час. Для трубопроводов групп Б(а); Б(б) скорость падения давления не должна превышать 0,2% в час. Скорость падения давления для трубопроводов других групп устанавливается проектом.
- Указанные нормы относятся к трубопроводам с внутренним диаметром до 250 мм включительно. При испытании трубопроводов больших диаметров нормы падения давления в них снижаются на величину поправочного коэффициента
- К= ,
- где Dвн – внутренний диаметр трубопровода в мм.
- Если испытуемый трубопровод состоит из нескольких участков различного диаметра, средний диаметр его определяется по формуле
- Dср.=
,
- где D1, D1, Dn – внутренний диаметр участков трубопровода; L1, L2, Ln – соответствующие длины участков трубопроводов, м.
- После окончания испытания по каждому трубопроводу составляется акт по установленной форме.
Сп 411.1325800.2018 трубопроводы магистральные и промысловые для нефти и газа. испытания перед сдачей построенных объектов от 04 сентября 2018
СП 411.1325800.2018
- ОКС 75.200
- Дата введения 2019-03-05
- Сведения о своде правил
- 1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — Акционерное общество «Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству, эксплуатации трубопроводов и объектов ТЭК — инжиниринговая нефтегазовая компания» (АО ВНИИСТ)
- 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
- 3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 сентября 2018 г. N 556/пр и введен в действие с 5 марта 2019 г.
- 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
- 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
- В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Настоящий свод правил разработан авторским коллективом АО ВНИИСТ (канд. техн. наук А.О.Иванцов, , Е.А.Фомина, А.Н.Бутовка, А.В.Лахаузова).
Настоящий свод правил распространяется на производство работ по очистке и осушке полости, проведению внутритрубной диагностики, испытанию на прочность и проверке на герметичность при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте магистральных и промысловых стальных трубопроводов (далее — трубопроводы), проектируемых согласно СП 36.13330 и ГОСТ Р 55990, СП 284.1325800, соответственно, номинальным диаметром до DN 1400 включительно перед сдачей трубопроводов в эксплуатацию.
- ________________
- Кроме иных форм термина, примененных в тексте свода правил в каждом конкретном случае.
- В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
Сп 411.1325800.2018 трубопроводы магистральные и промысловые для нефти и газа. испытания перед сдачей построенных объектов / 411 1325800 2018
|
|
СВОД ПРАВИЛ | СП 411.1325800.2018 |
- ТРУБОПРОВОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ ДЛЯ НЕФТИ И ГАЗА
- Испытания перед сдачей построенных объектов
Москва Стандартинформ
2019
- Предисловие
- Сведения о своде правил
- 1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — Акционерное общество «Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству, эксплуатации трубопроводов и объектов ТЭК — инжиниринговая нефтегазовая компания» (АО ВНИИСТ)
- 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
- 3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 сентября 2018 г. № 556/пр и введен в действие с 5 марта 2019 г.
- 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
- 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
- В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
- СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Настоящий свод правил разработан авторским коллективом АО ВНИИСТ (канд. техн. наук А.О. Иванцов, О.Н. Головкина, Е.А. Фомина, А.Н. Бутовка, А.В. Лахаузова).
СВОД ПРАВИЛ
ТРУБОПРОВОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ ДЛЯ НЕФТИ И ГАЗА Испытания перед сдачей построенных объектов Main and field pipelines for oil and gas. Test before the delivery of constructed facilities |
Дата введения — 2019-03-05
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на производство работ по очистке и осушке полости, проведению внутритрубной диагностики, испытанию на прочность и проверке на герметичность при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте магистральных и промысловых стальных трубопроводов (далее — трубопроводы1)), проектируемых согласно СП 36.13330 и ГОСТ Р 55990, СП 284.1325800 соответственно, номинальным диаметром до DN 1400 включительно перед сдачей трубопроводов в эксплуатацию.
________
1) Кроме иных форм термина, примененных в тексте свода правил в каждом конкретном случае.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
Пневматические испытания на прочность и герметичность: методика проведения работ
Перед тем как проводить гидравлические испытания трубопроводов систем отопления, необходимо провести комплекс подготовительных работ.
- Конструкция разбивается на условные деления.
- Проводится внешний визуальный осмотр.
- Проверяется техническая документация.
- К делениям крепятся спускные вентили, заглушки, воздушные вентили.
- Монтируют временную трубопроводную линию от наполнительных и прессовочных устройств.
- Проверяемый участок отключают от остальных делений труб заглушками с хвостовиками, отсоединяют его от аппаратуры и оборудования. Важно: применять для этих целей комплектную запорную арматуру самого провода запрещено.
- Для испытания трубопроводов на прочность и плотность их подключают к гидравлике (компрессорам, насосным станциям, прессам или воздушным сетям), создающей требуемое для проверки давление, на расстоянии в 2 вентиля.
Проводятся гидравлические испытания только под началом производителя или под руководством мастера, в строгом соответствии с требованиями технической документации, инструкций и проектных бумаг. Должны соблюдаться регламент Госгортехнадзора, техника безопасности.
Обратите внимание: аппаратура и тестовые приспособления (манометры и т.д.) проходят обязательную предварительную проверку и опломбирование. Минимальный класс точности манометров – 1,5 (согласно ГОСТ 2405-63), минимальный диаметр корпуса – 1,5 см, шкала номинального давления – от 4/3 от измеряемой величины. Требования к цене деления использующихся термометров – до 0,1° С.
Точно настроенная измерительная аппаратура поможет выявить малейшее отклонение от нормы
Проводятся гидравлические испытания трубопроводов водоснабжения и отопления для изучения их прочности и плотности. Величина давления при испытательных экспериментах устанавливается проектной документацией в кгс/см2:
- стальные конструкции с рабочим порогом до 4 кгс/см2 и системы с рабочей температурой более 400° — 1,5-2;
- стальные конструкции с рабочим порогом более 5 кгс/см2 — 1,25 (в особых случаях величина рассчитывается по формуле: рабочая нагрузка плюс 3 кгс/см2);
- стеклянные, винилопластовые, из чугуна и полиэтилена – от 2;
- фаолитовые – 0,5;
- из цветных металлических сплавов – 1.
Тестируемое деление изолируется от остальных участков заглушками, после проверки вода спускается
Для нагнетания нужных нагрузок в системе используют передвижные плунжерные, эксплуатационные и ручные (поршневые) насосы, гидравлические и приводные шестеренчатые прессы.
Проведение испытаний
Проходит испытание трубопровода на прочность и герметичность с использованием гидравлики в несколько этапов:
- Подключают гидравлический насос или пресс.
- Устанавливают манометры и наполняют конструкцию водой. Важно: чтобы проконтролировать вытеснение воздуха из труб, воздушники при этом оставляют открытыми. Появившаяся в них вода свидетельствует о том, что воздуха внутри не осталось.
- При заполнении водой поверхности осматриваются на предмет течей, трещин и малейших огрехов в соединительных элементах и по периметру.
- Нагнетается нужное давление, проводится испытание трубопровода при длительном его воздействии.
- Затем нагрузку постепенно уменьшают до стандартных рабочих величин для повторного изучения состояния системы.
- Из трубопровода сливается вода, аппаратура снимается и отсоединяется.
На заметку: стеклянные соединения проверяют под испытательными нагрузками 20 минут, для проводов из других материалов достаточно 5 минут.
При вторичном осмотре стальных труб особое внимание уделяется сварным швам и спайкам. Их аккуратно простукивают округлым молотом до 1,5 кг, отступая 15-20 мм.
Для тестов деталей из цветных сплавов используют деревянный молоток до 0,8 кг, трубопроводы из остальных материалов не обстукивают во избежание механических повреждений.
Успешным проведение гидроиспытаний трубопроводов считается в случае, если манометр не показал во время тестов спада давления, во фланцевых соединениях, сальниках и сварных швах не зафиксированы запотевание и течи.
Если результаты неудовлетворительны, проверка повторяется после их устранения. На заметку: иногда для гидравлических тестов при минусовых температурах в жидкость добавляют составы, снижающие температуру замерзания, утепляют трубы или подогревают жидкость.
Способы проверки
Контроль сварных швов на герметичность проводится такими способами:
- керосином;
- аммиаком;
- пневматическим;
- гидравлическим;
- вакуумом.
Керосином
Метод используется для проверки плотности сварных швов сосудов и резервуаров из металла до 10 мм толщиной, не работающих под давлением.
В основе проверки керосином лежит явление капиллярности. Суть способа состоит в способности керосина подниматься по сквозным порам и трещинам. Испытание керосином позволяет выявить дефекты, имеющие размер от 0.1 мм.
Технология заключается в обмазывании шва с одной стороны раствором мела или каолина в воде. После высыхания мелового состава шов с обратной стороны смачивается несколько раз керосином. Если имеются трещины, поры, несплошности, через них просачивается керосин и проявляется пятнами на меловой покраске.
Время испытания керосином:
- при температуре выше 0 °С – от 4 часов, ответственных изделий – 12 часов;
- при отрицательной температуре – от 8 часов, для серьезных объектов – 24 часа.
Аммиаком
Метод основан на свойстве индикаторов определенного вида (раствор азотно-кислой ртути или фенолфталеина) изменять окраску в результате воздействия сжиженного аммиака. Применяется для испытания замкнутых сварных сосудов на плотность.
Методика процесса состоит в оклеивании сварного шва снаружи полосками бумаги, пропитанными 5% раствором азотно-кислого серебра. В контрольный сосуд нагнетается сжатый воздух с содержанием 1% аммиака.
Пары аммиака проходят сквозь неплотности шва, реагируют с азотно-кислой ртутью, вызывая окрашивание бумаги в серебристо-черный цвет напротив расположения дефекта.
Если в качестве индикатора используется раствор фенолфталеина, окраска бумаги будет ярко-красной.
Характер и размеры дефекта зависят от скорости появления следов на бумаге, их размеров и формы.
Время проникновения аммиака сквозь неплотности сварного шва составляет от 10 минут до получаса.
Пневматическим способом
Метод предназначен для проверки плотности сварного шва изделий, работающих под давлением. В замкнутый сосуд небольшого размера, герметизированный заглушкой, до давления, на 10-20% превышающее рабочее, нагнетается сжатый воздух. Изделие погружается в воду. Наличие дефектов сварного шва определяется по пузырькам воздуха, выходящим через неплотности.
Как своими руками утеплить лоджию или балкон пенопластом
Крупногабаритные предметы герметизируют, швы промазывают мыльным раствором. В испытуемую конструкцию под давлением, превышающим рабочее на 10-20%, подается газ. Признаком дефекта является появление пузырей на шве, смоченном мыльным раствором.
Проверка крупных сосудов и газопроводов проводится на падение давления. Ввиду большой протяженности швы не обмыливают. Наличие дефектов определяется по падению давления за период 24 часа.
Испытание под давлением не допускает обстукивания сварных швов. Проверка проводится в изолированном помещении. Проведение контроля крупногабаритных изделий требует соблюдения осторожности.
Гидравлическим
Методом проверяется:
- плотность шва;
- прочность изделия при наибольшей нагрузке.
В зависимости от типа конструкции существует 3 вида гидравлических испытаний:
- гидравлического давления (гидравлические системы, трубопроводы);
- налив воды (цистерны, баки, резервуары);
- полив струей воды с одной стороны (изделия большой протяженности).
Характеристика:
- Способ гидравлического давления. Проверяемый объект герметизируется и заполняется под давлением рабочей жидкостью или водой. Вид жидкости, ее давление и время испытания зависят от назначения контрольного образца. Цифра пробного испытательного давления указывается в проекте. Для трубопроводов составляет 1.25 и более значения рабочего давления. Пробный контроль проводится при температуре воздуха выше нуля. Результат считается удовлетворительным, если на сварном шве отсутствует запотевание и не обнаружена течь, а манометрическое давление не упало.
- Контроль наливом. Изделия до заданного уровня заполняется водой. При температуре воздуха выше 0° С, воды – выше 5° С, время выдержки – до 24 часов. Требуется постоянное наблюдение за понижением уровня воды и состоянием сварных швов. Шов, находящийся сверху, при обнаружении дефектов освобождается от воды, дефекты устраняются, вода доливается с целью испытания вновь заваренного участка шва. Операции повторяются до полного устранения всех дефектов.
- Полив струей воды. Испытание проводится струей воды из брандспойта с выходным отверстием от 15 мм. Скорость движения струи, направляемой вдоль шва, 1 м/мин. Давление воды в шланге – не менее 1 атм. Расстояние от наконечника брандспойта до поверхности изделия – до 2 м. Поверхность стороны исследуемого образца, обратная от поливаемой водой, должна быть сухой. Ее осмотр выполняется одновременно с поливом. Дефектные места проявляются возникновением течи, появлением капель воды, запотеванием поверхности сварного шва или околошовной зоны.
Вакуумом
Способ заключается в изоляции испытуемого изделия от внешней атмосферы путем откачки воздуха и проверки вакуума. При наличии в сварных швах дефектов вакуум будет нарушаться.
https://www.youtube.com/watch?v=5a3f_8xx3eo
Метод подходит для контроля герметичности швов, к которым имеется доступ лишь с одной стороны – днищ вертикальных резервуаров, газгольдеров, гидроизоляционных ящиков, кровель цилиндрических нефтерезервуаров. Проверка осуществляется вакуум-прибором.
Камера устройства устанавливается на стык шва, обмазанный индикатором – мыльным раствором – и включается насос.
Под воздействием атмосферного давления воздух проходит сквозь неплотности сварного соединения, и в местах дефектов возникают мыльные пузыри, которые можно наблюдать через стекло камеры.
В условиях низких температур к пенному индикатору добавляется хлористый натрий (поваренная соль) или хлористый кальций.
пневматическим методом,
Пневматическое тестирование
Когда это необходимо
Пневматическая проверка проводится, если невозможны гидроиспытания
Используют также пневматическое испытание трубопроводов для тестирования их плотности и прочности или только плотности (в этом случае предварительно проводится гидравлический тест на прочность, аммиачные и фреоновые изделия гидравлически не проверяются). Применяется в случаях, когда гидравлические исследования невозможны по объективным причинам:
- существует предписание использовать при испытаниях инертные газы или воздух;
- температура воздуха отрицательная;
- на рабочей территории отсутствует вода;
- в трубопроводе и несущих конструкциях отмечается слишком высокое напряжение из-за веса воды.
В холодное время года для гидротестов прогревают жидкость либо вводят в нее составы, препятствующие замерзанию
Для реализации пневматических испытаний трубопроводов по СНиП используют воздух или инертный газ. Применяются мобильные компрессоры или сеть сжатого воздуха. Требования к длине делений и давлению в кгс/см2 при проверке:
- при диаметре менее 2 см – 20 (длина внутреннего отрезка – 100 м, внешнего – до 250 м);
- при диаметре 2-5 см – 12 (длина внутреннего отрезка – 75 м, внешнего – 200 м);
- если диаметр превышает 5 см – 6, при длине внутреннего отрезка – 50 м, наружного – 150 м.
В частных случаях, если того требует проект, допускается использование других величин. Тесты также проводятся в строгом соответствии с проектной документацией и инструкциями по технике безопасности, разрабатывающимися индивидуально.
Важно: надземные конструкции из чугуна, стеклянные и фаолитовые трубопроводы пневматические тесты не проходят.
Если на стальных системах установлена чугунная арматура (за исключением деталей из ковкого чугуна), допускается проведение проверки воздухом и инертным газом, если давление будет ниже 4 кгс/см2.
Предварительно чугунные детали проходят обязательные тесты на прочность с помощью воды (требование ГОСТ 356—59).
Предельно допустимое давление
- Давление при испытаниях газами
- поднимают постепенно с постоянным осмотром труб: 30% от максимального давления, 60% максимального давления и пиковый показатель.
- При осмотрах, повышение давления останавливается.
- Последний осмотр проводят при рабочем давлении
, и совмещают его с проверкой на герметичность.
Дефекты выявляют раствором мыла или другими средствами.
- Обнаруженные при испытаниях дефекты поперечных швов не исправляются.
- Вырезается участок трубы с повреждением, проводится замена на новый сегмент.
- Длина участки между швами должна быть не меньше 20 сантиметров при диаметре трубы (какой рекомендован для водопровода в квартире написано в статье) свыше 150 миллиметров.
- При меньшем диаметре прямолинейный участок должен быть не меньше 10 сантиметров.
- При длительном поддержании высокого давления
- , трубы, постоянно, осматриваются.
- Если давление повысилось из-за нагрева, то испытательное давление понижают плавно (о причинах гидроудара в трубопроводе прочитайте ) до требуемого уровня.
Требования, предъявляемые к организации места
- Испытания проводятся в огороженной охраняемой зоне, вне зависимости от того, проводится испытание в помещениях или снаружи.
- Доступ людей на участок испытаний запрещен
- .
- Минимальная граница охраняемой зоны для надземных испытаний – 25 метров, для подземных – 10 метров.
Границы должны отмечаться флажками и контрольными постами.
Посты устанавливаются — один пост на двести метров трубопровода.
В темное время суток
обеспечивают качественное освещение границ и самой зоны испытаний.
Компрессоры для создания испытательного давления размещаются вне пределов зоны охраны. Магистрали от компрессоров предварительно проверяются гидравлическим способом.